Месторасположение
Месторасположение или локация является очень важным выбором, от которого зависит трафик, количество чеков и величина среднего чека магазина. При выборе локации нужно ориентироваться на целевую аудиторию, многолюдные потоки движущиеся в центр города утром и из центра города в вечернее время.
В зависимости от типа товаров и размера магазина район размещения должен быть правильно определен, если для продуктовых магазинов районного размера допустимо размещение даже внутри спальных районов, то для других типов товаров, таких как ювелирные украшения, fashion бутики, магазины премиального товара желательно выбирать месторасположение внутри агломерации или скопления других магазинов, в этом плане ТК, ТРЦ, рынки, пешеходные торговые аллеи, генерирующие большой трафик являются более удачным решением, чем отдельно стоящий магазин внутри спальных районов.
Пешеходная доступность, остановки общественного транспорта, удобные входы-выходы увеличивают привлекательность магазина, а для крупных магазинов большую роль играет наличие достаточной парковки и удобство заезда на территорию. Размещение отдельно стоящего магазина на стороне движения из центра в спальный район должно быть по ходу движения потока, по правой стороне движения.
Проектирование первой части
Общая площадь магазина должна быть правильно разделена между служебной и торговой частью, зонирование этих двух частей кардинально отличается и имеет свои особенности. Первая часть площади – служебная, предназначена для выполнения всех бизнес-процессов по приемке, учету, хранению, поиску и фасовке товара перед выставлением его на полку.
Приемка товара должна позволять заезд грузовых авто на зону приемки, рампа должна предусматривать свободное выкатывание на рохлях палеты с грузом из борта транспорта. Для небольших магазинов, где приемка осуществляется в коробках ручным трудом необходимо предусматривать тамбуры обогрева, где грузчики могут согреться перед выходом на улицу и при заходе с улицы.
Далее проект магазина должен предусматривать площадку для пересчета, визуального осмотра, внесения в базу, сортировки брака и распределения по секторам склада. Склад желательно проектировать с учетом запаса на 2-3 дней активной торговли, в пиковые продажи (4-5 дней в обычные дни). Для хранения скоропортящихся продуктов проект должен предусматривать холодильные и морозильные камеры, а также фасовочные помещения для овощей, бакалеи, гастрономии, которые продаются на вес.
Служебные помещения для сотрудников – раздевалки, комнаты приема пищи, санузлы, помещение клининга, кабинеты заведующих секциями, директора, бухгалтерии, СБ, техников, серверная, главная касса, и другие помещения должны соединяться коридорами и проходами достаточной ширины.
Проектирование второй части
Вторая важная часть общей площади – торговый зал. В проекте торгового зала необходимо предусмотреть зону банкоматов, терминалов, площадка для запаса покупательских тележек, корзинок, камеры хранения, разнести потоки входящего и выходящего трафика. Кассовая зона должна предусматривать распределение очередей и максимально быстрое и эффективное обслуживание клиентов. Для магазинов до 1000м2 на каждые 150м2 торговой площади предусматривается 1 касса, свыше 2000м2 касса предусматривается на каждые 200м2.
Направление обхода покупателем торгового зала должно начинаться с товарных категорий с низким спросом (импульсная покупка) в товарные категории, за которыми и пришел покупатель. Задание этого пути должно учитываться проектом магазина. Торговый зал должен иметь круговой обход, не иметь тупиковых и узких мест, ширина проходов между торговыми рядами должна обеспечивать встречное движение покупателей с тележками.