Локация и выбор размещения
Выбор локации для магазина является важным шагом в проектировании магазина. Оптимальная локация должна обеспечивать высокий трафик покупателей и соответствовать специфике целевой аудитории. Рассматривая различные варианты, стоит учитывать не только доступность и удобство проезда, но и наличие парковочных мест, размещение на 1 этаже, возможность подвоза и разгрузки грузового транспорта.
В случае размещения магазина в Торгово-развлекательном центре (ТРЦ) или Торговом центре (ТЦ) следует предусмотреть заезд грузового транспорта на территорию, уличную рампу или тамбур для разгрузки товара, а также рассчитать нагрузки по электрике, теплу, воде для подведения арендодателем. Популярные ТРЦ являются генератором трафика покупателей, предоставляют широкий спектр услуг и развлечений, что способствует привлечению посетителей различных возрастных и социальных групп, а также обычно предусматривают парковки для автомобилей и имеют удобную транспортную доступность (отдельные светофоры, карманы заезда, знаки), упрощающие заезд на парковку. В комплексе все эти меры играют роль в формировании позитивного опыта посещения магазина у покупателя.
В случае размещения отдельно стоящего магазина, генерация трафика будет значительно зависеть от его размера и ассортимента товаров – чем больший размер и ассортимент, тем больше будет посещаемость, но это рисковое решение для небольших магазинов, не обладающих большой площадью и ассортиментом. Для таких магазинов лучшим решением будет размещение в существующих торговых районах, рынках, торговых улицах, в составе объекта.
Проведение анализа трафика поможет определить количество потенциальных покупателей, посещающих выбранное местоположение. Данный анализ включает в себя изучение пешеходного и автомобильного потока в разные дни недели и время суток. Эта информация позволяет определить количество потенциальных клиентов, еще до открытия торговой точки.
Проектирование торгового зала
Эффективное использование площади, правильное распределение категорий товаров и удобная навигация помогут создать комфортное пространство для покупателей. Размещение категорий товаров в торговом зале должно быть запланировано от категорий с низким спросом в категории с высоким спросом. Пока покупатель движется по торговому залу необходимо создавать условия для “спонтанной покупки”, то есть товара, который покупатель не планировать покупать, но увидел по пути следования и спонтанно решил купить. Хороший торговый зал планируется с круговым обходом, без тупиковых или узких мест.
Навигация по товарным категориям может облегчить поиск товара для покупателей. Проходы должны быть достаточно широкими, для комфортного расхода покупателей, движущихся в противоположных направлениях, в том числе с тележками.
Правильное освещение играет важную роль в создании атмосферы магазина. Оно должно быть достаточно ярким, акцентированно освещая товар, и в тоже время не бьющим в глаза. Направленность света необходимо выстраивать так, чтобы выделять светом именно товар.
Не является секретом, что самые продающие полки находятся на уровне глаз и немногим ниже, то есть это 3-4 полка, а нижние полки получают меньше внимания и продают меньше, для решения этой проблемы часто используется решение с выделением нижней полки увеличением ее ширины на 10 см и размещением там самых крупных товаров (в напитках это форматы 1,5-2 л, в бакалее упаковки 2-5 кг, в бытовой химии упаковки стиральных порошков или моющих средств в крупном развесе до 10 кг).
Планирование кассовой зоны должно обеспечивать достаточное количество касс, чтобы в пиковые продажи получать максимальную прибыль и избегать негатива с очередями, для небольших магазинов до 500 м2 следует планировать 1 кассу на каждые 100 м2 площади торгового зала, для более крупных до 5000 м2 этот показатель увеличивается до 200-250 м2 на 1 кассу.
Проектирование служебных помещений
Эффективное проектирование служебных помещений играет важную роль в обеспечении бесперебойной работы магазина и комфорта сотрудников. Начинать следует с организации удобной и быстрой разгрузки товаров, дальнейшей их приемки (загрузка в базу данных) и распределения товаров для хранения по складу и холодильным камерам.
Устройство наружного тамбур-шлюза с рампой, имеющей высоту пола вровень с полом борта грузового транспорта (для большинства подходит рампа высотой 900 мм от земли), очень ускоряет и облегчает разгрузку и позволяет использовать гидравлические тележки рохли.
Организация складирования требует внимательного планирования, с учетом оборота категории. Высокооборотные категории следует располагать на 1-2 ярусах стеллажей, а верхние уровни использовать для категорий с меньшим оборотом. Складские помещения должны быть оборудованы соответствующей маркировкой мест для учета и хранения товарного запаса.
Для комфортной работы менеджеров и сотрудников офисных служб необходимо оборудовать специализированные кабинеты с рабочими местами и необходимой техникой.
Важным аспектом проектирования является обеспечение наличия достаточного количества санитарных помещений и раковин, часто собственник экономит на санитарных узлах, что создает негатив в коллективе, когда и женщины и мужчины вынуждены ходить в один единственный санузел. Мы рекомендуем делать раздельные санузлы, с отдельным тамбуром где установлена раковина, дверь в тамбур без замков.
Для защиты данных и в целях безопасности магазина необходимо оборудовать отдельное помещение серверную и поддерживать температурный режим с дополнительным охлаждением и пожаротушением. Это позволит обезопасить кассовые операции и учет товарного запаса.
Для обеспечения комфорта и удобства персонала необходимо предусмотреть раздевалки и комнаты приема пищи и отдыха. Фасовки следует располагать по пути складского хранения в торговый зал, как можно ближе к торговому залу. Здесь должны быть предусмотрены специализированные столы, оборудование для взвешивания, стикеровки, нарезки и упаковки товаров, а также необходимый запас упаковочных материалов – стрейч пленки, корексов, пакетов, подложек.